Просмотр по

Афонский Цветник

Афон

 ***

 Обо всем просимом нужно молиться с верою, нужно терпеть, и Бог заговорит. Ведь, молясь с верою, человек некоторым об разом обязывает Бога исполнить просимое ради этой веры.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 320.)

 ***

   Самое важное – держаться того, что проверено опытом. В противном случае уходит Предание и остается предательство.
 Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 368.)

 ***

Выкрикивайте преславное и сладкое имя Иисусово, и Он не замедлит тут же прийти на помощь и утешить. Чего только не может исправить и обновить эта благословенная молитва!
  Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 8.)

 ***

Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес, а не человек. Тот чужевер, а не христианин.
Преподобный Нил Мироточивый.
(3, с. 99.)

 ***

Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется?
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 121—122.)

 ***

Да будет между вами любовь; кто ее нарушит, да уничтожит его и семя его Божий гнев.
Преподобный Симеон Мироточивый.
(1, с. 242.)

 ***

Не допускай скорби возобладать твоим сердцем и взволновать его, держи ее вне, за пределами сердца, и спеши так ее умягчить и укротить, чтоб она не мешала тебе и здраво рассуждать, и право действовать.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 184.)

 ***

Уподобление Христу Богу происходит не через природные способности, помогающие нам воспроизводить некоторые черты внешнего образа, но через Благодать Святого Духа, которая усваивается верующими в божественных таинствах Церкви.
Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 120.)

 ***

Надо стараться, насколько возможно, браться не больше чем за одно-два дела, подобающим образом доводить их до конца и после этого, имея ум ясным и свежим, браться за что-то еще. Ведь если твой ум рассеется, то какую потом ты сможешь вести духовную жизнь? Как ты сможешь помнить о Христе?
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 196.)

 ***

Не пытайся никогда доказать свою правоту, ибо тогда будешь неправ.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 44.)

 ***

Молитва никогда не бывает неуслышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется потому, что увидеть то не безвредно для получающих. Будь же всегда терпелив в молитве и уверен будь, что молитва никогда не остается бесплодною. Если не получаешь просимого, верь, что получаешь или получишь иное вместо него благо; и если не видишь и не увидишь сего, не пытай, почему это, а лучше вместо того обратись к своему недостоинству и наполни душу твою помышлениями и чувствами смирения. Если воспроизведешь и утвердишь в себе такие чувства вследствие молитвы, то, пусть даже ты за нее совершенно ничего не получишь, не только видимо, но и невидимо, самые сии чувства прими как плод молитвы, и для тебя спасительный, и Богу благоугодный паче всего.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 284—286.)

 ***

Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «Просите, и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 137.)

 ***

Величайшая церковь, где с радостью поселяется Бог, – это та, которую Он весьма искусно сотворил собственными руками, – наше всецелое бытие, наша душа, когда она чиста.
Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 7.)

 ***

Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу Иначе культура закончится катастрофой.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 130.)

 ***

Само присутствие христианина – это уже исповедание веры.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 47.)

 ***

Послушание есть не что иное, как «тело» любви.
Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 152.)

 ***

Если придет смутительное помышление о ярости и неперестающей злобе, какую питают против тебя враги – демоны, и о многом множестве их полчищ, то, с другой стороны, помысли и о беспредельно-величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых. Все они неявно борются за нас с нами против врагов наших.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 87—88.)

 ***

В большинстве случаев внешнее образование приносит вред – потому что оно развивает в человеке большое самомнение, «великую идею» о самом себе. А затем эта идея становится преградой, которая препятствует Благодати Божией к нему приблизиться.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 225.)

 ***

Наблюдайте за движением вашего сердца в каждую пору обращайтесь чаще к вашей совести, – и вы, при помощи Божией, обрящете покой душевный и чувство небесного утешения.
Иеросхимонах Сергий Святогорец.
(8, с. 432.)

 ***

Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 123.)

 ***

Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаи, когда это необходимо, но и при этом говори как можно короче и скорее.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 160.)

 ***

Если во всяком труде твоем будешь иметь при себе неотлучную матерь всего доброго – молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога, и не введет тебя внутрь, и неизреченной славы и радости не исполнит тебя.
Святитель Феолипт Филадельфийский.
(2, с. 170.)

 ***

Кто истинно кается, тот с готовностью терпит всякую скорбь: голод и наготу, холод и жар, болезни и нищету, унижения и изгнания, неправды и клеветы, ибо душа стремится к Господу и не заботится он о земном, но чистым умом молится Богу.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 146.)

 ***

Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло – волю человеческую.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 121.)

 ***

В отношении к ближним – чти всех, как образы Божии, всем благожелай и благодетельствуй по силе; пред всеми смиряйся и всем угождай в пределах добра; радуйся с радующимися и соскорби скорбящим; никого не осуждай и не уничижай, даже в мысли и чувстве; от ищущих у тебя совета и вразумления не скрывай истины, когда знаешь; сам же в учители никому не навязывайся; паче же всего – блюди мир и согласие со всеми, с готовностью на всякие для того со своей стороны жертвы, и всевозможно избегай соблазнить кого.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 372.)

 ***

Пост подготавливает нас к очищению и просвещению; через просвещение мы научаемся верно устанавливать диагноз, то есть обретаем самопознание; верный диагноз своего состояния привлекает ревность; ревность ведет нас к противостоянию и борьбе; борьба увенчивается победой, а победа – Благодатью.                                               Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 207.)

 ***

Знайте, что нашими бывают только страсти и грехи. Что бы мы ни сделали доброго – оно от Бога, каких бы ни натворили глупостей, они – наша собственность.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 298.)

 ***

Для нашего пробуждения и исправления Бог попускает нам претерпевать различные напасти, чтобы мы окончательно не предали своего обещания веры в Него и не разлучились с Ним.
Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 359.)

 ***

Только тот, кто видел и познал ведение и благодать Бога, знает, насколько далеки человеческие помышления от того, как Бог судит мир. Человеколюбцу достаточно иметь в руках покаяние человека, а все остальное Он Сам умеет премудро устраивать во спасение.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 149.)

 ***

Веруешь ли, что лично и к тебе относятся слова Господа: «Возьми крест свой?» Если веруешь, то возьми. Вот возложил его на тебя Господь в настоящем прискорбном случае. Не говори: «Слишком тяжело»; Бог лучше тебя знает меру сил твоих.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 250.)

 ***

Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 129.)

 ***

Имя Иисуса Христа, которое мы призываем в молитве, содержит в себе самобытийную и самодействующую силу. Не волнуйся из-за несовершенства и сухости твоей молитвы, но ожидай с терпением плода частого призывания Божественного имени.
Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 32.)

 ***

Сейчас мы воюем с диаволом. Поэтому постарайтесь еще больше сродниться друг с другом, еще больше стать друг другу братьями. Так все вместе мы будем идти по избранному нами пути, вместе подниматься по крутой тропе на сладкую Голгофу.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 126.)

 ***

Распознать в себе гордость – очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это значит, что в тебе нет смирения, и потому, хотя бы ты и не понимал своей гордости, – смиряйся.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 184.)

 ***

Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило Ему обителью. Посему Он взывает к тебе, чтобы ты предал Ему свое сердце, говоря: сыне, даждь Ми сердце
(Притч. 23: 26).
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 389—390.)

 ***

Мы постоянно учимся, и, чем больше учимся, тем более увеличивается наш долг перед Богом и отцами.
Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 18.)

 ***

Со всеми людьми мы братья по плоти. Все мы братья, и все мы рабы Бога. Мы же, верующие, кроме того, и по Благодати дети Божии, искупленные божественною Кровию нашего Христа. В жизни духовной мы плотски являемся родственниками по Адаму и духовно – родственниками по Христу. Люди, живущие духовно, ощущают между собой это духовное родство.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 127.)

 ***

Нет болезни страшнее, чем овладевшая человеком скупость. Бережливость – это дело хорошее, но надо быть внимательным, чтобы диавол потихоньку не овладел тобой с помощью скупости.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 166.)

 ***

Пост, злострадание, раскаяние, сокрушение – вот покаяние во всем его объеме.                                                    Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 413.)

 ***

Если Бог есть любовь, то чего не выпросим мы у этой Любви? Не беспокойтесь, все в свое время будет; было бы только сердце наше тепло чувствами любви и признательности к Богу.
Иеросхимонах Сергий Святогорец.
(8, с. 428.)

 ***

Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без оплаты.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 39.)

 ***

Человек удобопреклонен, убеждается легко; он легко поддается влиянию, изменчив и ненадежен. Бог это знает, ибо Он тебя сотворил, Он сделал тебя человеком.
Но Он дал тебе и благодать покаяния, Он дает тебе силу подняться.
Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 41.)

 ***

Не ищи в своих скорбях утешения у людей, и получишь утешение от Бога.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 45.)

 ***

В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаления же и прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает.
Преподобный Григорий Синаит.
(2, с. 189.)

 ***

Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние.
Старец Паисий Святогорец.
(7, с. 104.)

 ***

Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 103.)

 ***

Так как человек создан разумным и кротким, то исправляется несравненно лучше любовью и кротким обращением, нежели гневом и грубостью.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 46.)

 ***

Страсть осуждения есть одна сверхъестественная проказа в человеке; человек от нее прокажается в большей степени, нежели от других своих прегрешений, которыми согрешает Богу.
Преподобный Нил Мироточивый.
(3, с. 59—60.)

 ***

Совесть – самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 42.)

 ***

Не будь огорчений, будь только одни радости и спокойствие, – можно забыться и потерять из виду райский путь, – путь узкий и трудный, полный терний и ежечасных преткновений.
Иеросхимонах Сергий Святогорец.
(8, с. 429.)

 ***

Диавол обладает не силой, а злобой и ненавистью. Всесильна любовь Божия.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 54.)

 ***

Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам и всегда почти служит прикрышкой отсутствия основательного ведения.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 159.)

 ***

Покаяние есть примирение с Богом и творение дел, противоположных тем, которыми мы Его прогневали.
Старец Иосиф Ватопедский.
(12, с. 349.)

 ***

Расположить себя духовно – значит, радоваться не тому, чему радуются люди мирские, а противоположному. Например, радоваться, что тебя не ставят ни во грош.
Мы будем двигаться в духовном пространстве, только если наши устремления будут противоположны мирским.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 234.)

 ***

Осознание глубочайшего смысла жизни. «Ищите прежде Царствия Божия…» (Мф. 6: 33). Простота и всякое правильное отношение к вещам начинаются с этого.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 180.)

 ***

Всякое подозрение, поднимающееся в сердце против кого-нибудь, отсекай в конец, потому что оно расстроивает мир и любовь.
Святитель Феолипт Филадельфийский.
(2, с. 175.)

 ***

Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 122.)

 ***

Прежде всего – «познай себя», то есть узнай самого себя, каков ты. Каков ты воистину, а не каков ты по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и благодать получаешь от Господа.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 34.)

 ***

Кто хочет познать немощность свою из самой действительной своей жизни, тот пусть, не говорю много дней, но хоть один день, понаблюдает свои помыслы, слова и дела – о чем думал, что говорил и делал. Несомненно, найдет он, что большая часть его помыслов, слов и дел были погрешительны, неправы, неразумны и худы.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 32.)

 ***

Блажен человек, который найдет премудрость, и смертный, который увидел разум: ибо лучше приобретать первую, нежели сокровища золота и серебра; она драгоценнее многоценного камня; ей ничто лукавое не противостоит; она сладка для всех, приближающихся к ней; все же дорогое ничего не стоит, потому что долгота жизни и лета живота в ее деснице, а богатство и слава в шуйце ее; из ее уст исходит правда, несущая в народе закон и милость; ее пути добры и все стези безопасны. Это дерево жизни для всех, держащихся ее, опирающихся на нее, как на нерушимую стену – Господа.
Преподобный Симеон Мироточивый.
(1, с. 233.)

 ***

Искушения – это лекарства и целебные травы, которые исцеляют явные страсти и наши невидимые язвы.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 102.)

 ***

Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 59.)

 ***

Если хотите угасить пламень огненный и не хотите быть казненными в пытках мучения, то вот что сделайте: имейте любовь между собою, держите чистоту целомудрия, имейте воздержание со смирением; со умиленным сердцем исповедуйте деяния, содеянные вами.
Преподобный Нил Мироточивый.
(3, с. 91.)

 ***

Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно, омрачая его, не дает ему ведать истину – собственный его предмет и цель стремлений его.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 44.)

 ***

Гнев сам по себе естествен. Как нервы в теле. А он – нерв души. И каждый должен им пользоваться против демонов, людей-еретиков и всего препятствующего пути Божию. Если же гневаешься на единодушных братьев, или, бывая вне себя, разрушаешь дела рук своих, знай, что болен тщеславием и злоупотребляешь нервом души.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 45.)

 ***

Нам следует избегать мирских вещей, чтобы они не пленяли нашего сердца. Будем пользоваться вещами простыми, такими, чтобы они лишь обеспечивали наши потребности. Однако будем заботиться о том, чтобы используемые нами вещи были надежными.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 68.)

 ***

Многословие отворяет двери души, чрез кои тотчас выходит сердечная теплота благоговеинства, тем паче это делает пустословие.
Преподобный Никодим Святогорец.
(4, с. 159.)

 ***

Человек должен делать то, что от него требуется, всякую добродетель, и ожидать с великим смирением и чувством, что если Бог пожелает, то добродетель получит плоть и кости и принесет плод.
Архимандрит Ефрем Святогорец.
(9, с. 23.)

 ***

Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге.
Преподобный Силуан Афонский.
(5, с. 126.)

 ***

Зависть, имеющая в себе злобу, может повредить другим. Это и есть сглаз – действие бесовское.
Старец Паисий Святогорец.
(6, с. 107.)

 ***

Особенно храни свое сердце, ибо здесь источники жизни; да не будут твои уста строптивы и готовы на обиду; глаза твои пусть прямо смотрят и веки твои да поднимаются праведно; ходи право своими ногами, исправляй свои пути, не уклоняйся ни направо, ни налево: правые пути знает Бог, а пути неправые развращенны; право делай свое учение и твое хождение да будет в мире.
Преподобный Симеон Мироточивый.
(1, с. 240.)

 ***

Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры добродетели и совершенства.
Старец Иосиф Исихаст.
(11, с. 37.)

 ***

Со смирением души всегда сопребывает самоуничижение; а оно в начале в сильнейшее напряжение приводится страхом мук вечных, пред очи представляя страшнейшее оное в одном мучилище сопребывание со врагами, и к сему прибавляя еще страх и от помышления о том, что муки те неизреченны, что нет слов для выражения их; а нескончаемость их какого еще наддает ужаса!
Святитель Григорий Палама.
(2, с. 274.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *