Просмотр по

Паломничество в Закарпатье

Свет мирянам монахи, а свет монахам — ангелы. Когда эта мысль начинает проникать глубоко в душу, христианская душа неудержимо стремится в тихие монастыри петь Богу хвалу.
Есть на земле дивный край, усеянный монастырями, как южное небо звёздами. Счастлив тот, кто на ней побывает. И среди этого ожерелья святынь есть особая, очень близкая сердцу Малая Уголька. Ведь там почивают мощи самого преподобного Иова Угольского, великого подвижника Руси Карпатской..Храм Вмч. Димитрия Солунского в Малой Угольке

Когда-нибудь преодолею свою лень и напишу летопись поездки по пяти государствам за 2 недели, а пока ограничусь путешествием в Малую Угольку. С моим братом Олегом из Борислава мы договорились встретиться в древнейшем из закарпатских монастырей, — Грушевском Михаило-Архангельском. Я добрался туда днём раннее из Крыма, а Олег должен был приехать утром львовским поездом.

Успел он как раз к концу Литургии и по-братски обнялись мы уже возле храма. Тамошний насельник, отец Венедикт, пригласил нас к себе в келью. Он русин и этим гордится. На конгрессы русинские ездит, по мере сил популяризует идеи русинства среди земляков. Но главное дело его жизни — нести Слово Божье, разумеется. Накормил он нас в дорогу так, что еле из-за стола поднялись, а в довесок подарил сувениры с русинской тематикой.

Итак, стали мы думу думать, как до Угольки добираться. Последний автобус туда отменили несколько лет назад, теперь как хочешь, так и добирайся. Первоначальный план ехать на маршрутке из Тячева в Углю потерпел фиаско. Она невозбранно убегла у нас из-под носа и как ехать дальше, мы понятия не имели. Оставался вариант топать в Буштино, где нужно ловить мотор до Угли. Так и поступили. Десантировались мы на нужном перекрёстке, зашли в магазин едой и питием затариться. Потом до самой Угли негде будет. Ждём себе маршрутку Буштино — Угля, ан нет её. Уже терпение потеряли и хотели такси брать, а это дорого. Тут же на остановке ещё одна мадам скучала. Мы с Олегом к ней подход нашли и все вместе скооперировались таксиста нанимать. Договорились в приемлемую цену, с Божьей помощью отправились. На полпути она вышла, а мы дальше поехали.

И вот мы попали в Углю. Надо сказать, что от неё до Малой Угольки 12 км и никаких автобусов. Исключительно попутки, либо пеший ход. Попутки то конечно быстрее, но разве не стоит красота Карпатских гор и святость Преподобного Иова пешего похода? Такой вопрос даже не стоял. Сделали небольшой привал, после чего помолившись двинулись в Малую Угольку. Если кто засобирается идти той же дорогой, советую брать с собой шлёпанцы, чтобы ноги не натереть. Да и идти так легче. Всегда можно омыть их в ручейке, которых по дороге видимо-невидимо. Боже, ты поцеловал Карпаты! Всю дорогу мы восторгались красотой пейзажей и голубым небом. По нашим подсчётам дорога должна была занять 3 часа и мы разбили её на этапы. Каждые полчаса ходу 5 минут привал, каждый час 10 минут.

Мимо проезжали микроватобусы с паломниками, простые легковушки. Некоторые не прочь были нас подвезти, да мы уже настроились идти пешком. Чтобы дорога была на пользу, читали вслух на ходу каноны. Дорога всё время идёт по долине Угольки и время от времени её пересекает. В один из привалов не удержались и окунулись в речку, чтобы смыть дорожную пыль.

Вдали сверкнул купол церкви Димитрия Солунского. Слава Господу Иисусу, добрались! 12 км пути пролетели как один миг. Не обошлось и без молитвенной поддержки Преподобного Иова. Мы очень сокрушались, что к началу службы опаздываем, а выбора у нас не было. Добрались до храма к 19 часам, заглянули. Нас сразу же узнали, всё-таки не первый раз на святом месте. И тут нас ждало 2 сюрприза.

Во-первых, оказалось, что служба вечерняя ещё не начиналась. Всё-таки это село, днём у жителей заботы хозяйские. Во-вторых, что обрадовало до степени восторга, в Малой Угольке гостил находящийся на покое епископ Мефодий (Петровцы), родной брат нынешнего архиерея Марка.Епископ Мефодий (Петровцы)

Он ученик самого Преподобного Иова. Владыка был очень старенький, передвигался с трудом. Гостиницу при храме уже достроили и нас разместили в ней. В прежние поездки ночевали у настоятеля дома, отца Иоанна (Коньовшего). К слову, он тоже ученик Преподобного, который его крестил.

В Малой Угольке все жители так или иначе имеют отношение к святому. Кого он крестил, кого венчал, кого исцелял. Великий был святой! Но вернёмся к Владыке Мефодию. После службы он пригласил нас поужинать вместе с ним. Братья и сестры, если вам скажут, что не осталось на свете истинных пастырей, не верьте! Яркий пример тому Владыка Мефодий. Каждый свой шаг он сопровождает цитатами из Писания. За каждый вздох Бога благодарит! А какой он интересный собеседник! Такие истории нам поведал, которых ни в одной книге нет. Потом украдкой заглянули к нему в келью, а Владыка сидит перед открытой Библией и молится. Но, как! Хотелось встать рядом с ним на колени и молиться.

Наступило утро, мы пошли на Литургию. В храме нас ждал третий сюрприз. Владыка захотел отслужить Литургию. На всю жизнь запомнил степень его смирения. Не оказалось в храме архиереейской митры с крестом, он молча взял протоиерейскую. Отец Иоанн возгласил “Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!” и началась самая удивительная Литургия, на которой нам довелось бывать. Надо заметить, что в закарпатских сёлах службу поёт весь храм, а распев там особенный, похожий на народные песни. Сперва непривычно, конечно, но потом так за душу берёт, что хочется просить молящихся, чтобы они не останавливались. Господи, как же молитвенно служил Владыка Мефодий! Перед Крестом и Евангелием свидетельствую, Божий человек!

Примерно в первой трети службы храм наполнился людьми явно не местными. Оказалось, это паломники из Луцка. Многолюдство в храме придавало молитве радость и мы благодарили Бога за такой подарок. Отец Иоанн вызвал нас в алтарь читать поминальные записки и это был четвёртый сюрприз. Вы видели со стороны, как молятся истые христиане? Поезжайте в Малую Угольку, посмотрите. У них нет академических знаний, но у них есть благочестивые сердца, любящие Творца.

Преподобный Иов УгольскийПосле Литургии все отправились в трапезную. Преподобный Иов и тут нам помог. Добираться обратно до Угли было непросто, поэтому луцкие паломники согласились взять нас с собой на автобусе. Владыка Мефодий и отец Иоанн благословили нас на дорогу, после чего мы отправились в путь.

По пути паломники надумали ехать в Успенский монастырь, в котором находится могила последнего Митрополита Мараморыша Досифея, вероятно отравленного униатами. Мы с Олегом переглянулись и подумали, а почему бы с ними не поехать? Времени в запасе немного было. Сами то давно хотели побывать в этом монастыре, да только обитель в стороне от большой дороги, не по пути было. Вот так Господь сподобил туда попасть.

А потом начались главные искушения. Олегу до поезда на Львов оставались считанные часы, да и мне нужно было торопиться в Солотвино, чтобы успеть затемно перейти румынскую границу. Автобус по убитым дорогам ехал медленно, запас времени у Олега таял катастрофически. Выбравшись поближе к Тячеву было решено брать ему такси, чтобы на всех парах гнать в Буштино на вокзал. Как назло, машины не останавливались. Уже почти потеряли надежду, да Преподобный Иов не дал пропасть. Послал он Олегу добрую христианку, подбросившую его к поезду, который отправлялся со станции.

Вот так завершилось наше путешествие к закарпатской святыне. Олегу утром в понедельник надо было на работу, а я держал свой путь к святыням Румынии. Но это уже другая история.

Конец и Богу слава!

Автор: р.Б. Дионисий  (г. Москва)

Один комментарий на “Паломничество в Закарпатье”

1. Jodi написал:

Your story was really inaromftive, thanks!